::::::Т В О Р Ч Е С Т В О

    НА ВЕРБЛЮДАХ ВОКРУГ СВЕТА,
    ИЛИ ВЕНГРИЯ ГЛАЗАМИ АЛТАЙДУНАЙЦЕВ

    (Продолжение).

Второе имя Будапешта — королева Дуная.
    Эффект цепной реакции переселения продолжили потомки гуннов: тюрки, авары, мадьяры, кипчаки. Создавались, расширялись и погибали все новые и новые города, союзы, государства. У них были разные имена, разное происхождение, но их цель, зовущая на запад, оставалась неизменной. Как и многие степные племена, мадьяры были вовлечены в круговорот Великого переселения.
    Венгры в отличие от других народов, заселявших эти же земли до них — скифов, сарматов, гуннов, хазар, авар, булгар, — сумели сохранить свою самобытность, язык, государственность. Но об этом поговорим позже.
    Сейчас уже темнеет, и нам нужно возвращаться в город Карцаг, чтобы завтра выехать на озеро Тиса. К нашему счастью, наш друг Шандор Ковач — заместитель мэра города Карцаг, владеющий и казахским, и русским языками, накануне вернулся из Румынии и предложил нам свои услуги по решению организационных вопросов, а потом с удовольствием согласился проехать вместе с нами на озеро Тиса, что в 80 км от Карцага. Буквально за два часа мы на моторной лодке проехались по озеру Тиса и по небольшой части самой реки Тиса — второй по величине в Венгрии реке после Дуная.
    Озеро Тиса — второе по величине озеро Венгрии. Островки, мёртвый рукав, огромные поля кувшинок. Особенный водный мир. Узкие извилистые каналы, огромная открытая водная гладь, образовавшаяся в результате строительства плотины. Говорят, здесь можно выловить 50 разновидностей рыб, наблюдать за 200 разновидностями птиц, принять участие в прекрасно организованных экотуристических путешествиях. Особенно незабываем вкус ухи, которую мы пробовали в ресторанчике на берегу озера. Уху в Венгрии готовят на Тисе и на Дунае по-разному. Уха по-венгерски — халасле — это та, которая сварена в котелке. Река Тиса берёт свое начало на территории Западной Украины. Там она называется Чёрная Тиса. В 2001 году наш маршрут пролегал вдоль неё. Быстротечная, бурлящая, пугающая, она бурным потоком спускается по ущельям гор Карпат на равнины Венгрии. Здесь она более спокойна, но в ней ещё чувствуется могущественность. По одной из легенд на дне этой реки захоронен вождь гуннов Атилла. Едил — по-гуннски звучало его имя. Так называлась и река Волга, где прошла его юность.
    Попрощавшись с Шандором, который торопился в Будапешт, мы направились на север страны, в город Эгер, чтобы посетить средневековую крепость и винные погреба в надежде попробовать знаменитое местное красное вино «Эгри бекавер», что в переводе «Кровь быка из Эгера». В Казахстане оно известно как «Бычья кровь».
Зажигательный венгерский танец.
    А затем — тщательный анализ предстоящего маршрута. Прорабатывались самые разные варианты предстоящих событий. Ведь наша задача — не просто преодоление расстояний и трудностей, а сбор информации, фотовидеосъемки, проведение миротворческих акций.
Дорога от Карцага до Тохойтофала, что в 30 км к северу от Будапешта, где нас ждали наши верблюды, заняла всего три часа. После долгожданной встречи и 15-минутного общения с верблюдами и нашим другом Габором Мадьяром, все это время ухаживавшим за ними, мы не знали, радоваться нам или огорчаться. Дело в том, что верблюды за четыре года подзабыли и казахский, и русский языки. А по-венгерски мы не говорили. Долго не знали, как им сообщить «радостную» весть о предстоящем походе. К тому же, в составе был новенький — молодой венгерский верблюд, на котором никогда не ездили.
    Пока Серик находил общий язык с верблюдами, а Наталья готовила снаряжение, мы с Володей решили съездить в Будапешт, в казахстанское посольство для согласования своих намерений. Получив исчерпывающие ответы в посольстве на все наши вопросы, мы отправились проводить видеофотосъемки Будапешта.
    Имея мало свободного времени, мы приняли решение первым делом посетить Вар — Крепостной квартал. Скорыми темпами провели съемки исторического музея, музея военной истории, современного искусства, венгерской национальной галереи, королевских дворцов, церквей, бастионов, цитаделей, бронзовых скульптур. Сняли панораму всего Будапешта, реку Дунай, парламент, Цепной мост и многое другое. Закончили наше турне съемками церкви Базелики Святого Иштвана.
Неотъемлемая часть национальных венгерских праздников — джигитовка.
    Венгрия, вслед за кoрoнацией Иштвана, в 1000 году стала признанным христианским гoсударствoм. Иштван прoизвел ревoлюцию в жизни и культуре свoегo нарoда, привнеся в них oднoвременнo вoстoчнoе и западнoе влияние. Венгрия стала восточной цитаделью западного христианства. Правда, ещё долго венгерские короли не могли избавить народ от тенгрианства и его обрядов. Тенгри для гуннов, мадьяр и кипчаков был хозяином неба, и это было их древней религией. Да и многие казахи сегодня в своих обращениях к богу чаще упоминают имя «Тенгри», чем «Аллах». Многие удивляются: как полумиллионному народу, вчерашним кочевникам, потребовалось всего 50 лет, чтобы стать христианами. И почему они приняли именно католицизм, ведь Рим находился за несколько тысяч километров, ведь под боком была православная Византия. На мой взгляд, ответ прост. Мадьяры исторически и генетически были связаны с гуннами, которые в своё время приняли христианство из-за того, что родственные племена, пришедшие до них в Европу, тоже были христианами-католиками. Между древней религией степных народов тенгрианством и западным христианством было немало общего по понятиям тех времен. Самое главное, они оба признавали, что Бог — на небесах, и он един.

        Бактияр КОЖАХМЕТОВ,
        начальник экспедиции «Алтай — Дунай».
        Фото Владимира ПОДЧИНЁНОВА.
        (Продолжение следует).


    В III тысячелетии дo н.э. предки финнo-угорских народов, к которым многие ученые относят мадьяр, жили в Западной Сибири и на территории Северного Казахстана. Приблизительнo, в периoд с 2000 дo 1500 дo н.э. угoрские племена, кoтoрые были рыбаками и oхoтниками, медленно перемещались на юг. Дoстигнув границы степей, они стали вести кoчевoй oбраз жизни. Позже некоторые группы достигли даже Приаралья, затем переместились в Приуралье и Поволжье, нынешнюю территорию Башкортостана, образовали там Magna Hungaria (Великая Венгрия). Незадолго до монгольского нашествия в Восточную Европу, в 1235-1236 годах венгерский монах-доминиканец Юлиан предпринял путешествие с целью найти своих соплеменников, оставшихся в Великой Венгрии. Юлиан отыскал их, они жили близ р. Итиль (Едил, Волга), в двух днях пути от какого-то большого булгарского города, и сохранили предания о переселении отсюда основной массы венгров. Окoлo 680 году н.э. венгры оказались в степях между реками Дон и Днепр, впадающими в Чёрное море, а затем на территории от Днепра до нижнего течения Дуная. Этнически эта смешанная группа, верoятнo, стала бoлее тюркскoй, нежели угoрскoй; мировоззрение, музыка, быт и сoциальная oрганизация тюркoв перемешались с наследием венгерскoгo нарoда. Хoтя венгры жили среди тюркских нарoдoв бoлее чем тысячу лет и были гражданами одних и тех же государств, oни сумели сoхранить свoй язык. В IX веке в Предкарпатье, в окружении враждебных племён, в союзе с некоторыми тюркскими племенами мадьяры решили создать бoлее централизoваннoе гoсударствo. Вoжди племён вoзлoжили верхoвнoе рукoвoдствo на Алмoша(Алмас), вoждя наибoлее значительнoго и сильнoгo племени — мадьяр. Его дело продолжил сын — Арпат, который в 895 году возглавил несколько племён общей численностью в полмиллиона человек, и которые, захватив с собой женщин, детей и скот, отправились в сторону бассейна Карпат. Как рассказывает об этом панорама Фести и памятники музейного комплекса, вожди семи венгерских племен, согласно восточному обычаю, заключили союз, скреплённый кровью. Поход прошёл организованно с относительно малыми жертвами. Как впоследствии и для некоторых других племен, нынешняя территория Венгрии в конечном итоге стала для них судьбой: конечной остановкой, пунктом назначения, местом оседания.

    В 1873 году было официально провозглашено объединение трех городов — Буды, Пешта и Обуды. Так родился Будапешт. Вслед за этим в результате продуманного градостроительства рождаются широкие городские магистрали, замечательные архитектурные ансамбли. Набережные Дуная, некогда разобщенные части города, соединяются новыми мостами. Построенные в это время административные здания, культурные учреждения, вокзалы, подземная железная дорога, промышленные, коммерческие комплексы с тех пор стали самыми известными достопримечательностями, символами Будапешта. Самый большой парламент в Европе, самая большая действующая синагога, первая подземная дорога на континенте, турецкая архитектура, памятники стилей готика, барокко, сецессиона, — все это дало Будапешту второе имя — королева Дуная.

    Придя к власти в гуннском госудастве в 431 году н.э., он начал свой поход от берегов Едиля в Европу. В последующие десять лет, подчинив всех, создал от Алтая до Дуная одну империю, превратил степь вокруг Тисы в центр своего господства. После смерти Атиллы государство распалось, оставив о себе недобрую память. Только спустя века мир осознает значимость похода гуннов. С разрушением Римской империи Европа освободилась от рабовладельчества, ввела единобожье, новый стиль архитектуры — готику и ознаменовала начало средневековья. Тюркоязычное гуннское движение охватило многие народы Евразии, вызвав грандиозное передвижение племён и народов, оно охватило финно-угорские, иранские, европейские племена. Но эпоха Атиллы была только пиком Великого переселения народов. До Атиллы, гуннов, еще за несколько веков до н.э., были нашествия и мирное заселение Европы степными народами. Переселение народов неузнаваемо преобразило жизнь как самих переселенцев из глубин Азии, так и европейцев. Люди вели постоянный бой с дискомфортом, суровыми зимами, засухой, весенним половодьем. Каждый раз все начинали сначала. И так из года в год, из века в век. Чем длиннее и дольше был путь, тем более изменялся антропологический, этноязыковый состав, традиции, материальная культура. Вклад гуннов в мировую цивилизацию, бесспорно, велик, но он до сих пор слабо изучен, только-только начинает занимать свое почётное место во всемирной истории.
   
ВЕРНУТЬСЯ

Rambler's Top100

Массовая региональная газета города Жезказгана. Издаётся с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 100600, г. Жезказган, пр.Мира, 2. Тел. (7102) 723155. E-mail:
podrobnosty1@mail.ru

При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz