Форум         Гостевая         Редакция         История        Творчество        Архив
     История медного края
Строительство Большого Джезказгана

Окончательная победа в Карсакпае была одержана рабочим классом в союзе с аульной беднотой в начале 1920 года. На районном съезде Советов был избран Исполком Карсакпайского Совета под председательством И. В. Деева, секретарем исполкома избирается П. И. Холмецкий. Одним из первых действий исполкома было обеспечение сохранности имущества завода, рудника, копей, ставших народным достоянием.

И.В. Деев
Судьба Карсакпайского завода долгое время была неясной. Отдаленность района, трудности со снабжением продовольствием, водой и материалами, отсутствие кадров специалистов — все это ставило под сомнение возможность срочной реставрации и достройки предприятия. Высказывались даже предложения за демонтаж завода и перевозку всего ценного оборудования на Урал. Консервация завода продолжалась до 1925 года.

После детального обследования Карсакпайского предприятия бригада ВСНХ, руководимая С. Дыбец, пришла к выводу, что завод следует восстановить, так как он рентабелен и в скором времени может дать стране необходимый металл. 10 июня 1925 года решением СТО был образован Атбасарский трест цветных металлов союзного значения. В него вошел Карсакпайский комбинат, состоящий из Карсакпайского медеплавильного завода, Байконурских угольных копей, Джезказганского медного рудника и свинцово-серебряного рудника Кургасын.

Восстановительные и строительные работы были сопряжены с большими трудностями. Одной из основных задач было обеспечение строительства кадрами рабочих и специалистов.
По призыву партии на стройку приехали энтузиасты со всех концов страны.

Вновь прибывшие
Одновременно комбинат готовил кадры эксплуатационников. Наиболее способных рабочих, в основном казахов, обучали на действующих предприятиях Урала. Не менее сложным на строительстве оказался вопрос с транспортом. В условиях пустыни пригодным для перевозок были только верблюды.

Объемы восстановительных и строительных работ в Карсакпайском комбинате были огромны, средств у молодого Советского государства не хватало, и тем не менее, в основу строительства предприятия был заложен проект с использованием мировых достижений техники того времени.

За короткий срок были построены: пылеугольная фабрика, шихтарник, здание дробильного цеха, отражательная печь № 1, достроен корпус металлургического цеха, были смонтированы: воздуходувка, конверторы, оборудование обогатительной фабрики и дробильного цеха.

За полтора года заново построили и сдали в эксплуатацию узкоколейную железную дорогу между рудником, копями и заводом. Руководил Карсакпайским комбинатом в период с 1926 по 1929 год Рудольф Ансович Дрейман, коммунист с 1905 года. Предприятие успешно восстанавливалось. В 1926 году заводская электростанция дала первый ток. 16 сентября 1928 года торжественно была зажжена отражательная печь, а 19 октября Советская страна получила первую карсакпайокую медь. Трудовой героизм, упорство и настойчивость советских людей победили.

Участники торжественного собрания, посвященного этому событию, отправили М. И. Калинину письмо-телеграмму: "Исключительной волей и энергией рабочих и административно-технического персонала большой медеплавильный завод Карсакпайского комбината пущен в назначенный правительством срок. Карсакпайские металлурги, несмотря на исключительно тяжелые условия работы этого района, оторванного от железных дорог, в Голодной казахской степи, преодолели все препятствия. Три тысячи рабочих и административно-технический персонал передали сессии ВЦИК их пролетарский привет и заверения, что возложенная на них правительственная задача, несмотря ни на какие трудности, будет выполнена. Пуск завода - подарок трудящихся Казахстана советскому народу ко дню 11-й годовщины Великой Октябрьской революции".

Карсакпайский медеплавильный завод - первенец советской медеплавильной промышленности, сооруженный за 2,5 года, явился замечательным доказательством жизнеспособности социалистического строя. К тому времени в процессе комплексного изучения недр Джезказган-Улутауского района геологами были открыты не только медные ресурсы Джезказгана, но и железные руды Атасу и Карсакпая, Джездинские марганцевые руды, месторождения угля, золота, свинца, редких металлов.

9 января 1936 года Совнаркомом СССР было принято решение о строительстве железной дороги на Джезказган. Строить ширококолейную дорогу помогала вся страна, и в ноябре 1937 года она была построена.

Большое внимание было уделено Джезказгану в решениях XVIII съезда ВКП(б), в которых говорилось, что к числу неотложных проблем относится немедленное строительство Джезказганского комбината. В короткие сроки были реконструированы и построены заново многие цехи завода. Увеличилась производственная мощность обогатительной фабрики, старые флотомашины были заменены новыми; ввели в эксплуатацию мостовой кран; начали строить вторую отражательную печь; закончили перестройку заводской плотины Карсакпайского водохранилища, которая являлась важнейшим объектом комбината.

Реконструкция коснулась и рудника. Устаревшее оборудование заменялось новым. При бурении стали применять колонковые перфораторы, на погрузочных работах использовать скреперные лебедки, что позволило резко увеличить производительность труда. На откатке намечалось использование электровозов. Все последующие процессы переработки руд предусматривалось полностью механизировать.

В 1938 году были заложены эксплуатационная шахта № 31 и вспомогательная - № 32. Позднее началась проходка и строительство мощных эксплуатационных шахт "Покро-центр" и "Петро-центр". Подготавливалась база и для развертывания строительства Большого Джезказгана. В 1940 году были начаты работы по сооружению Кенгирского водохранилища; для обеспечения комбината электроэнергией строилась мощная теплоэлектроцентраль с несколькими подстанциями. Многое было сделано, но еще больше предстояло сделать… но мирный труд и планы советских людей были нарушены Великой Отечественной войной.


   
Rambler's Top100

Массовая региональная газета города Жезказгана. Издаётся с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 100600, г. Жезказган, пр.Мира, 2. Тел. (7102) 723155. E-mail:
podrobnosty1@mail.ru

При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz