Форум         Гостевая         Редакция         История        Творчество        Архив
      История медного края
Джезказганский Ордена Ленина
горнометаллургический комбинат им. К. И. Сатпаева
К.И. Сатпаев - академик
За годы Великой Отечественной войны значительно увеличилась добыча руды в Джезказгане и выплавка меди в Карсакпае. Однако достигнутый уровень производства явно не соответствовал огромным возможностям этого богатого полезными ископаемыми района. Джезказган мог дать стране во много раз больше медной руды, чем он давал.

Коммунистическая партия и правительство поставили перед трудящимися Казахстана задачу — превратить Джезказган в крупнейшую сырьевую базу цветной металлургии страны. Увеличение добычи медной руды можно было достигнуть путем строительства новых производственных мощностей, увеличения производительности действующих, внедрения прогрессивной техники.

Институтом "Гипроцветмет" были разработаны проекты новых шахт № 42, 44, 45, 51, по мощности превышающей в два с лишним раза работающие шахты Джезказгана. Над стволами проектируемых шахт возвышались мощные металлические копры, оборудованные скиповыми подъемами, с примыкающими металлическими крытыми эстакадами. На территории шахт предусматривались силовые подстанции, компрессорные станции, механические мастерские, котельные, склады. Новые шахты № 42, 47 и 43-бис были сданы в эксплуатацию уже в декабре 1951 года, в марте 1953 года - шахты № 45, 45-бис. Ввод новых шахт резко увеличил добычу руды. Применение более совершенного оборудования и улучшение организации работ повысили производительность труда забойщиков по сравнению с 1946 годом в 2,5-3 раза.

К 1955 - 1957 гг. в результате творческой инициативы инженеров и рабочих, путем непрерывного совершенствования технологии горных работ, механизации и автоматизации производственных процессов в 1,5 - 2 раза была перекрыта проектная мощность шахт. Однако дальнейшее наращивание темпов добычи и производительности труда встретило ряд технических трудностей.

Стало очевидно, что ручное бурение и скреперная доставка, несмотря на повышение мощности этого оборудования и хорошо отработанную организацию труда, в условиях джезказганских шахт постепенно исчерпало свои возможности. Еще недавно бывшая прогрессивной технология добычи стала сдерживать дальнейшее развитие шахт и необходимую интенсификацию горных работ.
XX съезд партии поставил задачу к концу 1960 года увеличить выплавку черновой меди в 1,9 раза. В Джезказгане добыча руды должна была возрасти в 2,2 раза, а производительность труда на 46%.

В 1957 году московский институт "Гипроцветмет" на основе исследований, проведенных Институтом горного дела АН Казахской ССР и инженерами рудников, составил проектное задание и технико-экономическое обоснование расширения и строительства рудной базы комбината. Тогда же были заложены новые шахты-гиганты № 55 и 57, на которых впервые в СССР предусматривалось ведение всей добычи и проходческих работ по совершенно новому способу с применением мощного безрельсового самоходного оборудования.

Строительство шахт осуществляли организованные в системе Джезказганского комбината шахтостроительные управления: шахты № 55-ШПУ-1 и 57-ШПУ-2. В 1966 году шахтостроительные управления были объединены в Джезказганский шахтопроходческий трест, который выполял все работы по строительству подземной части рудников. Большую помощь джезказганским шахтостроителям оказало специализированное управление по проходке стволов треста "Донецкшахтопроходка".

КАРЬЕРЫ ОТКРЫТЫХ РАБОТ

Большая доля в общем объеме добычи руды по комбинату приходилась на Северо-Джезказганский рудник, ведущий добычу открытым способом. Рудник объединяло два карьера - Анненский и Златоуст-Беловский - для отработки месторождения, залегающего на глубине 300 м от поверхности земли.

Строительство Златоуст-Беловского карьера началось в 1955 году. В трудных климатических условиях строители и горняки выполняли большой объем строительно-монтажных и горных работ по вскрытию месторождения. Были построены административно-бытовой корпус, электровозное депо, механический цех, электрические подстанции, вынуто и заскладировано в отвалы более 100 млн. куб.м вскрытых пород, проложено около 100 км железнодорожных путей и большое количество автомобильных дорог.

Через три года после начала строительства карьер выдал первые тонны окисленной медной руды из попутной добычи, а уже в 1960 году вступила в строй действующих его первая очередь.
Сложные горнотехнические условия месторождения, высокая трещиноватость пород, чередование пород высокой и слабой крепости, наличие в центральной части обширной зоны тектонических нарушений и зон выветрелых пород, склонных к оползневым явлениям, многочисленное разнообразие руд требовали от горняков оригинальных технических решений для обеспечения нормальной работы карьера. Однако возникшие трудности не стали преградой ежегодного увеличения добычи руды.

Инженерно-техническими работниками карьера совместно с научно-исследовательскими институтами были проведены многочисленные исследовательские и опытные работы, направленные на улучшение организации производства, разработку новых параметров буровзрывных работ, совершенствование конструкций отдельных машин, повышение надежности и работоспособности оборудования. А также внесены значительные изменения и дополнения в проект, которые осуществлялись в ходе строительства и эксплуатации. Творческие усилия коллектива горняков привели к тому, что уже через пять лет после ввода в эксплуатацию карьера добыча руды из него возросла в 5,7 раза.

Экскаваторная бригада А. Ротермеля.

Бригада Ротермеля, детально изучив свои возможности, нашла значительные резервы роста производительности труда за счет улучшения организации труда на рабочем месте, сокращения непроизводительных затрат времени, совмещения операций, повышения уровня квалификации членов бригады, увеличения межремонтного срока службы машин. А вскоре последовали и первые успехи. Бригада Ротермеля достигла рекордной производительности труда. 30 ноября она завершила выполнение социалистических обязательств на 1971 год, погрузив за 11 месяцев экскаватором ЭКГ-8И 1603 куб.м скальных пород.

Патриотическое движение за разработку и выполнение личных пятилетних планов среди трудящихся Северо-Джезказганского рудника достигло небывалого размаха. В это движение влючились 26 экскаваторных бригад, 10 экипажей электровозов и 24 бригады буровых станков СБШ-250.

<<<          >>>

   
Rambler's Top100

Массовая региональная газета города Жезказгана. Издаётся с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 100600, г. Жезказган, пр.Мира, 2. Тел. (7102) 723155. E-mail:
podrobnosty1@mail.ru

При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz