Форум         Гостевая         Редакция         История        Творчество        Архив
      История медного края
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Джезказган расположен в полупустынной местности Центрального Казахстана с ограниченными запасами воды и малым количеством осадков. Поэтому с первых шагов разработки Джезказганского месторождения остро стоял вопрос водоснабжения.

Создавались водохранилища, вначале Карсакпайское, а позднее Кенгирское, в которых скапливались поверхностные воды, т. е. стоки рек. Однако стоки рек в районе Джезказгана очень изменчивы. С 1957 года стали эксплуатироваться подземные воды Жанайской, а с 1967 года Уйтас-Айдосской структур, строился Эксулинский подземный водозабор, который к концу пятилетки должен был дать 36 млн. куб.м воды.

В 1970 году группе инженеров были присуждены медали ВДНХ СССР за внедрение схемы оборотного водоснабжения и канализации на Джезказганской обогатительной фабрике, позволившей довести использование оборотной воды от общего водопотребления до 90 - 92% против 60% по проекту без значительного снижения качественных показателей переработки руд и исключения загрязнения естественных источников производственными сбросами.

В 1969 и 1970 гг. комбинат выходил победителем по использованию воды в технологических процессах во Всесоюзном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по очистке промышленных газов и сточных вод на предприятиях цветной металлургии.

Снижению расходов электроэнергии в немалой степени способствовало внедрение результатов исследовательских, наладочных и опытных работ, проводимых производственно-техническими предприятиями Главэнерго, а также целым рядом институтов, заводов.

В последующие годы энергетикам предстояла работа по дальнейшему совершенствованию энергоиспользования: внедрение менее энергоемкого оборудования, а также повышение производительности имеющегося, досрочное освоение вновь вводимых мощностей, всемерное использование полупроводниковой техники взамен вращающихся и ртутных преобразователей, в том числе и на экскаваторах, и т. д.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Одной из особенностей Джезказганского промышленного комплекса, состоящего из большого количества основных и вспомогательных предприятий, являлось то, что из-за природных условий все они расположены на значительном расстоянии друг от друга.

Перевозка грузов осуществлялась железнодорожным транспортом комбината, представляющим крупное и сложное производство. По протяженности железнодорожных путей, количеству подвижного состава и объему грузоперевозок железнодорожный транспорт Джезказгана являлся одним из крупнейших среди предприятий цветной металлургии СССР.

Развитие железнодорожного транспорта комбината сопровождалось непрерывным техническим перевооружением его, совершенствованием организации производства и улучшением условий труда железнодорожников.

Ввод в эксплуатацию электрической централизации на трех главных станциях и переездной сигнализации позволил обеспечить полную безопасность движения на главных рудовозных направлениях, увеличить пропускную способность станций и перегонов.

К НОВЫМ РУБЕЖАМ

Важные задачи, стоящие перед комбинатом, требовали серьезных научных исследований. В 1970 году, руководствуясь постановлением ЦК КПСС о повышении эффективности научно-исследовательских работ в народном хозяйстве, Министерство цветной металлургии и правительство Казахской ССР приняли решение об организации в составе Джезказганского горнометаллургического комбината комплексного научно-исследовательского и проектного института. Такой институт был создан на базе проектного института Джезказгангипроцветмет, ЦПИЭЛ, горной технологической лаборатории, научно-исследовательской лаборатории обогащения и опытного гидрометаллургического завода.

Главной задачей нового научного и проектно-конструкторского центра комбината являлось решение проблемы развития производств Джезказганского промышленного района и обеспечение технического прогресса на его предприятиях. В 1971-1975 гг. сотрудникам института предстояло заниматься вопросами совершенствования существующих камерно-столбовой и панельно-столбовой систем разработки и изыскания новых с целью сокращения потерь руды при добыче, повышения безопасности горных работ и производительности труда горнорабочих.

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ТРЕСТ "КАЗМЕДЬСТРОЙ"

Трест "Казмедьстрой" был организован в 1944 году в системе Народного комиссариата цветной металлургии для промышленного и жилищного строительства в Джезказгане. С 1946 года он передается в подчинение Министерству строительства предприятий тяжелой индустрии.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание снабжению Джезказгана техникой, посылали на стройку опытных рабочих и инженерные кадры, выделяли значительные финансовые средства.

Трест "Казмедьстрой" превратился в крупную строительную организацию и с помощью субподрядчиков смог приступить к сооружению мощных промышленных объектов. Были построены и сданы в эксплуатацию шахты "Покро" № 42, 44, 45, первая очередь теплоэлектроцентрали. Построенные в первые послевоенные годы алебастровый и известковый заводы, завод шлакоблоков обеспечили производство местными строительными материалами. Это позволило усилить темпы и культурно-жилищного строительства. За первую послевоенную пятилетку трест "Казмедьстрой" сдал в эксплуатацию более 44 тысяч кв. м жилья, а также несколько школ, больниц, клубов, детских учреждений.
На стройках города.
Трест постепенно создавал свою производственную базу. К 1956 году были закончены завод железобетонных изделий, два асфальтобетонных завода, три полигона крупных блоков, бетонный завод, песчано-гравийный карьер.
Совершенствовалась организация труда, внедрялись прогрессивные методы строительства. С 1955 года трест приступил к строительству поселка Никольского.

С помощью подрядных организаций "ТЭЦстрой", "Медьстрой", "Промстрой" и других трест сооружал джезказганские обогатительные фабрики № 1 и 2.
Строительство их было объявлено всесоюзной ударной стройкой. Многие республики направляли в Джезказган своих посланцев, десятки заводов страны отгружали оборудование, машины, приборы, материалы. Самоотверженный труд строителей увенчался успехом.

В 1963 году Джезказганская обогатительная фабрика № 2 начала перерабатывать руду. В 1965 году строители, монтажники специализированных организаций и Джезказганского горнометаллургического комбината закончили строительство шахты-гиганта № 55.

В последующие годы промышленное строительство еще больше расширилось. Были введены в строй шахты № 31, 32, 57, Джездинская обогатительная фабрика, мясокомбинат, домостроительный комбинат, трикотажная фабрика, реконструированы пять шахт, построены автомобильные и железные дороги, водоводы, линии электропередач и многое другое. Гордостью строителей являлся и строящийся Джезказганский медеплавильный завод.

Трест значительно изменил свой индустриальный облик, его мощности возросли в несколько раз. За короткий срок были сооружены десятки школ, больниц, детских учреждений, кинотеатров и т.п.

<<<        >>>

   
Rambler's Top100

Массовая региональная газета города Жезказгана. Издаётся с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 100600, г. Жезказган, пр.Мира, 2. Тел. (7102) 723155. E-mail:
podrobnosty1@mail.ru

При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz