::::::Т В О Р Ч Е С Т В О
Чем мудрее человек, тем проще
тот язык, которым он выражает
свои мысли.
Л.Н. Толстой

История вторая
ДОМБАУЛ - ВЕЛИКИЙ МУЗЫКАНТ

Снова в пути. Дорога уводит нас все дальше от мавзолея Жоши-хана в самое сердце степной шири, обнимающей разлапистыми верхушками ковыля. Словно великодушная хозяйка, степь позволяет нам уже издали любоваться расположенным на левом берегу речки Каракенгир великолепным творением древних зодчих - мавзолеем Домбаул.
Это один из древнейших памятников в Казахстане. Здесь покоится душа Домбаул-аулие, - объясняетАбдигаппар. - У сооружения много общего с мавзолеем Козы Корпеш и Баян сулу в Аягузе. Два человека - одна душа. Их история живет до сих пор на страницах казахской литературы
Кто не знает знаменитой поэмы "Козы-Корпеш и Баян сулу". В качестве главных героев в ней выступают представители древних родов Найман - Балталы и Багамалы, которые до сих пор живут в окрестностях гор Улытау. Поэма повествует о прекрасной любви Козы-Корпеш и его невесты Баян, о их недолгом счастье.
Случай на охоте подтолкнул отца Баян Карабая и отца Корпеша Сарыбая к заключению "договора", по которому их ожидаемые дети, достигнув определенного возраста, должны были сочетаться браком. Если бы могли предвидеть Карабай и Сарыбай.
Как и предполагалось, родились мальчик и девочка. Небо обвенчало их в чреве матерей, благословило их сердца на любовь после рождения. Только дорого пришлось заплатить влюбленным за подаренное небом счастье. Внезапно умер Сарыбай. Отец Баян, видя в этом плохое предзнаменование, откочевал с Улытауских гор в далекие края. Его приемные дочери, прощаясь с родными землями, в своей "коштасу" пели:

Прощай.мой народ Багамалы. Балталы,
Прощайте красивые места, озера".


Целуя на прощание Козы-Корпеш, обещали воспитать его суженую Баян преданой будущему мужу.
Годы летят. Выросла Баян настоящей красавицей. Ждет она прихода с великих гор Улытау своего жениха. Однако не суждено было влюбленным радоваться вместе цветам, солнцу, тихому степному ветру. Корпеш погибает от руки соперника Кодара. Баян решает отомстить ненавистному врагу и убивает Кодара. Спустившись в могилу Козы-Корпеша, насчастная девушка вонзает в грудь свою белую острый кинжал.
Народ, зная о большой любви между Корпеш и Баян, похоронил их рядом друг с другом и воздвиг на могиле памятник, внешне напоминающий мавзолей Домбаула.
Интересно рассказывает Абдигаппар-ата старую как мир историю о вечном:
- Современный человек порою не замечает, что вокруг него каждый день происходят изменения: возводятся новые города, разрабатываются новые технологии, кто-то приходит в этот мир, кто-то покидает его, но никогда, пока будет существовать планета Земля, не разучатся люди любить мать, жену, любить родину и никогда не умрет в них чувство уважения к своим предкам, чувство сопричастности к делам прошлого, настоящего, будущего.
Вот почему люди помнят имена Жоши, Домбаула, Кет-Буга, и вновь до седьмого колена восстанавливаются родословные. Поклониться праху предков, прочесть суры и аяты из Корана приезжают жители окрестных аулов, города Жезказган, южной столицы Алматы, представители дальнего зарубежья. Зачем? Что дает это ныне живущим? Они находят в "общении" с миром давно ушедшего свои корни, без которых человек, как растение без воды, чахнет, как птица без крыл, разбивается о скалы жизни.
Не успел Абдигаппар-ата закончить, как мы уже были у мавзолея Домбаул. Оставив машину поодаль, мы двинулись к мавзолею пешком.
Своеобразная внешняя форма сооружения, напоминающая большую юрту, его размеры, оригинальная кладка серовато-розового плитнякового песчаника - все говорит о его первородстве.
Одиноко стоящее в бескрайней степи свидетельство седой старины хранит за своими стенами много тайн. Одна из них - человек-легенда Домбаул. Кто он? Открыть секрет нам помогут переходящие из уст в уста рассказы казахского народа о небезызвестных людях, о событиях с ними связанных. Однако, обратившись к фольклору казахов, мы сталкиваемся с некоторым несоответствием в определении социальной принадлежности Домбаула и его роли в истории. Одно повествование содержит в себе указание на то, что Домбаул был придворным музыкантом Чингисхана, другое народное предание рассказывает о Домбауле как о джигите, истребившем по указанию Чингисхана тот самый табун куланов, который затоптал сына правителя во время охоты. И это еще не все. Существует "предположение", что Домбаул - телохранитель самого Жоши-хана. Но мы-то знаем годы правления Жоши: 770 лет исполнилось со дня смерти его отца.
Не дойдя несколько шагов до святого места, Абдигаппар-ата подал знак всем остановиться, присел на теплую степную траву и начал читать один из аятов Корана. Закончив молитву, он раскрыл ладони и тихо произнес:
- Да будет покой во всем мире. Пусть душа великого Коркыт-ата Домбаул-аулие из рода Кият и душа его отца Тока пребудет в раю. Аминь!
- Жизнь прожил я не короткую, а не перестаю удивляться широкой душе людской.
Ерден замер: сейчас дедушка обязательно что-нибудь расскажет.
- По преданиям, дошедшим до нас из глубины веков, Домбаул-аулие вместе с соплеменниками кочевал по долинам речек Каракенгир и Сарыкенгир. С ним рядом всегда находился его верный друг Дауа сокур. Оба они любили охоту. Но у Домбаула было еще одно пристрастие - по вечерам он любил играть на изготовленном им же самим кобызе. При звуках чарующей мелодии все вокруг замирало, прислушиваясь к музыке, рожденной человеком. Слышите? Снова запели струны Домбаула, рисуя в воображении великолепные картины: весеннюю степь в фиолетовых и огненно-алых тюльпанах, колышущуюся зелень степной травы, золотистость романтичной рыжеволосой осени, белое одеяние степи зимней порой. Все цвета радуги! Чуть потревожнее звуки - и перед нами степные курганы, напоминающие о прославленных подвигах смелых и мужественных, влюбленных и отважных батыров.
Имя кюйши Домбаул-аулие не раз упоминается в эпическом произведении "Огузнаме", в сказании "Книга моего деда Коркута".
- Коркута? Кто он? Какая связь между ним и Домбаулом? - засыпал Ерден вопросами деда.
- Великан Домбаул и его друг Дауа кожа - современники знаменитого Коркута из огузской ветви тюрок.
Знаменитый историк Абулгазы Бахадур-хан писал: "На востоке юрты огузов простирались до Иссык-Куля и Алмалика, на юг до Сайрама и гор Казыкурт и Караджик-тог, на север до гор Улуг-таг и Кичик-таг, в которых медь добывают, на запад до города Иангикеит, что при устье реки Сыр, и до Каракумов.
В этих местах они жили четыре-пять тысяч лет и из того уруга, который разрастался, поднимали государей".
В этой стране и жил прославленный Коркыт-ата.
Будто черная звезда светила над головой Коркыта. Куда бы он ни ходил, всюду его встречала смерть, в каждой из которых он видел собственную могилу.Отсюда пошло изречение: "куда ни пойдешь - везде могила Коркыта". Но дух Коркыт-ата был силен, а любовь к земной жизни безгранична, и он нашел верное оружие против смерти: смастерив первый музыкальный инструмент, - кобыз, Коркыт-ата сыграл "первую на земле прекрасную мелодию, именуемую кюем".
Оставивший будущему поколению великое наследие - бессмертен.
Таким был Коркыт-ата, основатель духовной философии древних тюрков, хранитель заветов старины и родового строя, призывавший искать благо не в потустороннем мире, а здесь, на земле, в родном краю.
Будучи в Улытауских горах, востоковед Чокан Чингисович Валиханов со слов стариков сделал в своей тетради запись: "Домбаул из рода кият не только меткий стрелок из лука, но и виртуозный кюйши, который в первозданном виде играл на своем кобызе мелодию Коркута".
Абдигаппар-ата, неожиданно для всех оборвал свой рассказ и, повернувшись к Сакен-ага, дрогнувшим голосом чуть слышно попросил:
- Подай мне, Сакен, мою домбру. Есть великолепный кюй с прекрасным названием "Сарыарка". Хочу сыграть его вам, чтобы вы почувствовали силу и красоту музыки.
Срывающаяся со струн звонкой домбры мелодия степняка - ни что иное, как состояние его души, повесть о его доле. Рождение младенца, смерть батыра, проводы невесты - всему посвящали свои песни жившие в наших краях люди. В музыке они находили отраду, утешение, она давала им надежду и успокоение, радость и необходимую порою человеку хорошую грусть.
Виртуозные музыканты-кюйши пользовались большим уважением и зачастую ставились выше хана. Такой чести удостоился и Домбаул, песни которого до сих пор звучат в долине гор Улытау.
Закончив кюй, Абдигаппар-ата несколько раз ласково провел шершавой ладонью по гладкой поверхности своей доброй спутницы, заботливо положил ее рядом и, внимательно посмотрев на мавзолей Домбаула, продолжил прерванную историю:
- Далеко разнес ветер вместе с мелодией имя Домбаула, и услышал его седобородый старец Коркыт-ата.
Внимательно слушал мудрец кобыз юного Домбаула, а на прощание, благословив, сказал: "Будь всегда сыном народа, храни и умножай бесценное сокровище народной истории. Знаю, наступит время, до которого я не хотел бы дожить, когда родители не будут жалеть детей, дети не будут почитать родителей, сын будет говорить в присутствии отца" Затем Коркыт-ата молча взял кобыз. Ни слова более не сказал мудрец, да и не нужно было ничего говорить. Звуки мелодии, не прибегая к помощи слов, доносили до ума и сердца Домбаула мудрые наставления Коркыта:"Черным домам, куда не приходит гость, лучше обрушиться.
Горным травам, которые не ест конь, лучше бы не вырасти.
Горным водам, которые не пьет человек, лучше бы не течь.
Грубому сыну, от кого нет славы имени отца,
Лучше бы не выйти из спинного хребта отца,
Не войти в чрево матери, не родиться на свет".Так стал Домбаул продолжателем идей великого мудреца Коркыт-ата.
Западнеее гор Улытау есть местность "Сарын шокысы" (Сопка мелодий). Это место, где музыкант и мудрец Домбаул давал жизнь своим мелодиям, просящимся из души на волю, чтобы рассказать людям о самом главном на Земле. И днем, и ночью с Сопки мелодии звучали струны кобыза, разнося по бескрайним степям мысль Домбаула.
"Этот мир сопротивляющийся и сотрудничающий. Добрые и злые дела человека не возникают на пустом месте, всякая борьба не ведется без препятствий, работа не делается без необходимых материалов, а зло без добра. Вдумайтесь, люди! На этой земле есть те, кому нужна помощь, есть дела, которым нужно отдаваться, и все вновь и вновь возникающие трудности, которые нужно преодолевать".
- Расскажу-ка вам еще одну старую легенду.
У хана Алтынбеля была дочь. Ну до того красавица, что не хотел хан даже солнечному свету ее показывать, а потому сидела девушка взаперти с сорока приставленными к ней служанками, не видя ничего, кроме наводящих тоску унылых стен своей комнаты. Однажды прекрасная ханша захотела узнать, что там за окном, и спросила об этом своих служанок. Одна из них, самая молоденькая, ответила: "Как, вы не знаете? Там, на недосягаемой высоте, держась невидимыми теплыми руками за облака, повис ослепительный желтый круг солнца, дарящий земле жизнь". Красавица стала просить показать ей Солнце, которое никогда не видела. Яркий солнечный луч, обрадовавшись открытому окну, мигом очутился в комнате и… произошло чудо. Узнав о беременности дочери от солнечного света, хан велел построить золотую лодку с крышкой, посадить в нее красавицу царевну и сорок ее подруг и спустить по реке. Ханская воля была выполнена.
День и ночь и еще день плыла золотая лодка по реке Каракенгир, и неизвестно, что бы случилось с девушками, не заметь лодку с берега охотившийся в то время Дауа-Сокур. Позвав Домбаула, Дауа-Сокур предложил: "Вытащим челн да поделим - наружное мне, а то, что внутри достанется тебе". На том и порешили.
Когда таинственная лодка приблизилась к берегу, Домбаул, натянув тетиву лука, спросил товарища:
- Как мне стрелять? Кыйа атайынба, кесе атайын ба (стрелять ли так, чтобы стрела только задела край лодки или чтобы рассекла ее)?
- Кыйа ат. (Стреляй так, чтобы стрела задела край.)
Домбаул-мерген выстрелил, стрела срезала крышку лодки, и на берег выпорхнула стайка прелестниц.
По уговору лодка досталась Дауа-Сокуру, а красавица царевна стала женой Домбаул-мергена. Вот почему потомки Домбаула называются кият.
Вначале царевна просила Домбаула не венчаться до тех пор, пока она не родит своего первенца. Однако Домбаул-мерген так любил свою суженую и ее будущего ребенка, что не хотел ждать. Царевна стала матерью. Она родила сына от Солнца, которого нарекли Дуюн-Баян и двух сыновей от Домбаула: Бодонжар и Кагыржар. И пошел род кият, а родоначальником был Домбаул. Кстати, Дуюн-Баян по "сокровенным сказаниям" - монгол и является предком Чингисхана, отца Жоши, у мавзолея которого мы были. Вот память земли - память сердца народного. Она не иссякнет никогда.
Долго и счастливо жили Домбаул и царевна в любви и согласии. Но вот однажды черный день навис над их райским гнездышком. Пришел в их юрту Азраиль - берущий души и предложил Домбаулу сделку: "Я оставлю в покое твою душу, если ты дашь взамен душу другого".
Обратился Домбаул к отцу Тока. Ответил Тока: "Все отдам, а душу не могу". Обратился Домбаул к матери. Сказала мать: "Не могу пойти на это, сладка мне жизнь, дорога душа". Говорил тогда Домбаул красавице жене: "Как умру, выходи замуж за того, на ком взгляд остановится, не оставляй сиротами детей наших". Крик любящего сердца заглушил горестное прощание: "Без тебя горные пастбища - не летовка. Без тебя кровью обернутся студеные воды. Как жить на этом свете без тебя? Пусть лучше умру! И пусть моя душа будет жертвой, принесенной за твою жизнь!"
Эти слова, рисующие образ Любви, Преданности, Верности, будто выгравированы невидимыми письменами на каждой плите мавзолея Домбаул. Здесь более двенадцати веков тому назад родился и вырос Домбаул, здесь женился и вырастил детей, здесь он сочинял музыку, вынашивал свои замыслы, думы, надеясь поделиться ими с тем, кто явится в этот мир после него. Здесь же, на берегу речки Каракенгир, и умер великий Домбаул. Его потомки большого рода кият не забыли о знаменитом предке, воздвигнув на его могиле мавзолей из серовато-розового плитняка со своеобразной техникой укладки. Незатейливый памятник древности выдержал тяжесть многих веков и простоит еще очень долго, если мы хоть немного позаботимся о нем. Легендарный памятник Домбаул-аулие заслужил право рассчитывать на почтительность своих потомков.
Уезжая, Ерден уносил в своем сердце мелодию здешних мест и назидательные слова мудреца Домбаула: "Смотрите на мир во всей его многомерности и неисчерпаемости, не поддавайтесь упрощенству, проникнитесь мудростью, сохраните в себе человечность".

   
ВЕРНУТЬСЯ

Rambler's Top100

Массовая региональная газета города Жезказгана. Издается с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 477000 г.Жезказган, пр.Мира,2. Тел.: (3102) 723288, 723155. E-mail:
dtp@iftc.zhez.kz

При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz