Форум         Гостевая          Мы         Новости         История          Творчество         Архив
   На главную           Экстрим


Шаг в небо

Прыжок с парашютом – сумасшедший выбор нормальных людей

Самолёт гудит и подрагивает, рассекая воздух. На плечи давит 17 килограммов сложенного парашюта. В рамке открытой двери самолёта, внизу, земля в белёсой дымке. И солнечный свет. И небо – близкое, рукой подать. Кто сказал, что прыжок с парашютом – это шаг в бездну?
Команда «Пошёл!» Глубокий вдох – и шаг в небо.




Астана. Аэродром Северный. 7 часов утра. Нас здесь человек двадцать. Это профессиональные парашютисты, сотрудники столичного авиаклуба и перворазники – те, кому на земле не сиделось, и они решились на прыжок с парашютом. Для кого-то это уже пятый прыжок, но для большинства – первый. Почти все перворазники молодые, чуть за двадцать.

Нашу мечту сегодня осуществит консорциум двух общественных объединений – Федерация парашютного спорта г.Астана и Столичный авиаклуб. Первое традиционно занималось парашютным звеном, второе – планерным. В этом году они объединили свои усилия и закрепили союз юридически.

Здесь каждые выходные прыгают, если позволяет погода. Новички – с мая по сентябрь, а профессионалы – даже зимой.

– Когда любитель становится профессиональным парашютистом? – спросила я у сопредседателя Столичного авиаклуба Евгении Ахмадиевой.

– Это очень индивидуально. Кто-то пересаживается с десантного парашюта на 7-10 прыжке, есть и такие, кто на 20-30. Зависит от способностей. Для того, чтобы оценить возможности любителя и обучить его, требуется выполнение определённых заданий, упражнений. Например, не просто выпрыгивание из самолёта, а так называемое «отделение на мотор», когда человек прыгает не в сторону хвоста, а в сторону винта самолёта. Также после того как у обучаемого получается отделяться по-спортивному, его могут поднять на большую высоту, чтобы он постепенно учился стабильно падать в свободном падении, чтобы его не крутило и не срывало в беспорядочное падение. Это достаточно долгий и сложный процесс. В любом случае, об обучении можно говорить только после присвоения третьего спортивного разряда по парашютному спорту. Он присваивается, как и в советское время, после третьего принудительного прыжка.
Для тех, кто приехал совершить самостоятельный прыжок, инструкторы готовят парашюты. Десантный парашют Д1-5У («дуб»), специально для начинающих, с принудительным раскрытием купола. Практически безотказная штуковина. Невдалеке самолёт АН-2. Он-то и вознесёт нас в небо.

Мы заполнили бланки заявлений и начали подтягиваться на инструктаж. Инструктор Татьяна Васильева, одна из самых опытных столичных парашютистов, на её счету тысячи прыжков. Рассказывает всё доходчиво. Иногда с юмором. Иногда с чёрным. Но нам всё равно весело. «Когда выпускающий командует «Пошёл!», не надо размахивать руками, цепляться за выпускающего и пытаться его утянуть с собой. Всё равно не утянете, только время потеряете». Нам объяснили, как прыгать. Как лететь до раскрытия купола и после. Как развернуть парашют. Как раскрыть запасной купол в случае чего. И как правильно приземлиться. Приземление мы отрабатывали, прыгая с помоста метра полтора высотой.

После инструктажа авиаклубный врач Александр замерил всем давление, спросил, были ли травмы, операции, не страдает ли кто обмороками. И мы пошли экипироваться. Парашют тяжеленный, 17 кагэ. «Так тяжек птице груз крыла, покуда нет полёта», вспомнилось мне.
В первом взлёте нас 11 человек. «Прыгаем 4-4-3», говорят мастера. Три – это три девушки, я в том числе.

Загружаемся. Рассаживаемся. Довольно улыбаемся в объектив фотоаппарата (перед взлётом местные ребята всех щёлкают на память).



Взлетаем. Никакого страха ни у кого на лице не написано. Любопытство, предвкушение – да. Но не страх. На высоте 100 метров выпускающий инструктор Геннадий Васильев (это один из парашютистов-профессионалов, тоже в своём профессиональном снаряжении, он будет прыгать, после того как отправит в полёт нас) открывает дверь. Смотрим. Нам нужно понять, как выглядит земля на этой высоте, ибо именно на этой высоте нам нужно будет готовиться к приземлению. Набираем высоту.

«И чего мне на земле не сиделось?» – думаю я, наблюдая землю в иллюминаторе.
Геннадий время от времени окидывает взглядом своих новых подопечных. Сам он уже давно-давно «небожитель», видел тысячи таких, как я. И сам когда-то был таким, тысячи прыжков назад.

– Думаете «что я здесь делаю?» – с улыбкой говорит он, перекрикивая шум двигателя. Хором улыбаемся в ответ и киваем.

800 метров над землёй. Выпускающий снова открывает дверь, делает знак. Первая группа парней встаёт, продвигается в двери. «Пошёл!», и они один за другим шагают за борт. Мне не видно, что там с ними. Смотрю только на лицо Геннадия. У него всё с лицом нормально, значит, и у наших мальчиков тоже. Ещё один виток. Вторая группа пошла летать. Третий. Встаём и мы со своими 17-килограммовыми панцирями на спине. Руками держусь за лямки парашюта. Так положено по инструкции. Раскрытая дверь. «Два парашюта, земли много – не промажешь. Делов-то – приземлиться!» И я шагаю в открытую дверь.

Почти сразу рывок вверх и всё – купол раскрылся, я вишу в воздухе. Мои сложенные крылья – парашют – больше не пригибают меня к земле, а дарят парение в воздухе. Тишина оглушает. «Я лечу!» говорю я с подозрением, чтобы убедиться, что со слухом всё нормально. Верчу головой. Сначала вверх: убедиться, что купол в порядке и вариант с запасным парашютом мне не пригодится. Меня развернуло в нужном направлении – лицом к ветру (мы знаем, что ветер дует в сторону дороги, а у меня дорога за спиной), спокойно можно снижаться.

Нет ощущения полёта. Нет ощущения падения. Чувство, что ты в аквариуме. Небо кажется водой, земля и растительность внизу – илистым дном. Но скоро дно начинает приобретать черты земли – дороги, кусты, сдувшиеся парашюты уже севших «летунов», машины авиаклуба шустрят по полю, собирая парашюты. Сто метров! Колени, пятки, носки вместе, ноги полусогнуты, полунапряжены. «Не зашибить бы никого» успеваю подумать я и неожиданно наступает земля. Шмяк! Бросило на спину, и наполненый купол потащил меня по полю. Инструктаж не прошёл зря: перевернуться на бок, потянуть на себя одну нижнюю стропу, подтянуть к себе нижнюю кромку купола и «погасить» его. У меня хватило сил сделать ровно два рывка. Подоспел Антон, парень из нашей группы, справился с парашютом, помог мне разобраться с карабинами, сложить парашют и сдать подъехавшим инструкторам. Возвращались на базу мы все почти побратавшись.

С тех пор небо часто снится. Я ведь теперь знаю, какое оно вблизи. Хочется попробовать тандемный прыжок с высоты три тысячи метров, с 15-секундным свободным падением. А может быть, и спортивный разряд получить...

Юлия ВЫСОЦКАЯ.
Фото автора
и из архива Столичного авиаклуба
.

На главную


Массовая региональная газета города Жезказгана. Издаётся с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 100600, г. Жезказган, пр.Мира, 2. Тел. (7102) 723155. E-mail:
podrobnosty1@mail.ru
При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz