Форум         Гостевая          Мы         Новости         История          Творчество         Архив
   На главную        Родителям на заметку



Не портите меня, а воспитывайте как личность
Так считают сами дети. А как их услышать — знают психологи

Проанализировала я выступления школьных психологов на семинаре «Развитие личности ученика», — его проводила психолог жезказганского Дворца детей и юношества Лилия Монастырская для школьных психологов и социальных педагогов — и сложилось мнение, что жизнь наша — вечный кризис: одно рождение чего стоит. А дальше начинается...


Неужели не понять, что меня нельзя унять?
Психолог ОШ № 133 Гулнара Замангужина говорила на семинаре о работе с младшими школьниками. Не успел ребёнок сориентироваться, что девочки отличаются от мальчиков не только косичками и юбочками, как уже пора за парту. И тебя начинают учить, что дважды два — четыре, «А» — первая буква алфавита. Тебе только 6-7 лет. И ты, вроде, ещё и не наигрался в игрушки. И психологи называют этот период твоей жизни периодом созревания. Имеется в виду только физиологическое развитие. А помимо этой нагрузки ребёнок получает в школе много новых знаний.

«Ой, я уже из сил выбилась, не знаю, что делать, — сетуют многие мамочки первоклашек, — невозможно удержать внимание ребёнка, ничем не может заниматься более десяти минут. Скучно ему становится». У ребёнка начинается ностальгия по дошкольному времени. Родители, будьте чуткими! Психологи называют это произвольным вниманием, когда ребёнку сложно сосредоточиться и ему нужна постоянная смена деятельности. А есть ещё непроизвольное внимание, когда ребёнок моментально, без усилий со стороны педагога, реагирует на всё яркое, новое. Сопровождается такое внимание всегда бурной реакцией, высокой возбудимостью.
Именно в этом возрасте детям приходится распрощаться с детской непосредственностью, а порой, к сожалению, столкнуться с детской жестокостью сверстников. Например, насмешки над фамилией. Ведь, до прихода в школу, ребёнок привык отзываться только на имя, а в школе зачастую к нему обращаются не иначе как по фамилии. И задача взрослых проследить за тем, чтобы ребёнок не замкнулся, чтобы у него не появилось чувства отчуждённости.

И не следует забывать, что у всех детей в этом возрасте ярко выражен эгоцентризм. Им сложно понять, что бывает другая, отличная от их мнения, точка зрения. Психологи считают очень хорошей чертой наличие воображения у малыша, его фантазии обладают для него неким терапевтическим свойством.

«Переходный возраст для тинейджера, что цунами»
Так определила все перипетии среднего школьного возраста 11-14 лет психолог СШ №4 Дарья Буханцова. «Петров, не крутись, оставь в покое Иванову, — на уроке делает замечание педагог ученику. А ученику, вроде, ясно, что нужно сидеть и слушать урок. Да вот сам подросток не может понять, что с ним. Он эмоционально нестабилен, но чаще всё же заторможен, чем активен. Ему постоянно хочется пить, часто отпрашивается в туалет с урока. А всё потому, что у подростка происходит половое созревание. Для девочек это быстрый рост, появление признаков женственности. Для мальчиков — пубертатные (заторможенные) признаки развития и первые проявления мужественности.

«Какие у Маши глаза красивые, ресницы длинные, а я некрасивая», — такой повышенный интерес к своей внешности, сравнение себя с другими подростками совершенно нормально для этого возраста. Развитие самосознания приводит к тому, что подросток начинает относиться к себе как к взрослому и просит так же относиться к нему и родителей, и учителей. Родители же больше времени отдают работе, не корректируют занятия ребёнка. И подросток начинает компенсировать нехватку общения в кругу сверстников. А сверстники не знают ответов на многие вопросы, личного опыта подростку тоже недостаёт. Подросток должен быть уверен, что всегда может доверять взрослым.



«Современный подросток — продукт своего времени»
Так начала свою лекцию психолог гимназии №26 Татьяна Демакова и зачитала письмо 15-16-летнего подростка к своим родителям: «Не портите меня, я всегда знаю, что можно, что нельзя, просто проверяю вас. Не бойтесь быть со мной твёрдыми. Никогда не делайте за меня то, что я могу сделать сам. Не приучайте меня к этому. Не давайте пустых обещаний, тем самым вы можете потерять моё доверие. Никогда не отмахивайтесь от меня. Не беспокойтесь, что проводите со мной мало времени, главное, как вы его проводите».

Родители должны понять, что их ребёнок способен к взрослым переживаниям. Девочки готовы влюбиться, для мальчиков главное — секс. Поэтому так часты ранние беременности. Главное, чтобы у подростка не выработалось чисто потребительское отношение к взрослым. Подросток может стать инфантильным и циничным. Учителя же говорят, что у подростка в 15-16 лет проявляется интерес к тестам, он хочет узнать как можно больше о себе и своих способностях, задумывается о выборе будущей профессии. Родителям в это время следует понимать, что чувство взрослости у ребёнка очень двоякое, и подросток часто забывает свои обязанности, а помнит только свои права. Родителям не стоит снижать свои требования, а разумно их обосновывать. Не следует ни в коем случае критиковать ребёнка, тем самым занижая его самооценку. И, самое главное, для того, чтобы стать ближе, родителям следует расширить круг своих интересов до интересов ребёнка.

Людмила УЛЬРИХ.
Фото Полины КУЗНЕЦОВОЙ.

.
На главную


Массовая региональная газета города Жезказгана. Издаётся с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 100600, г. Жезказган, пр.Мира, 2. Тел. (7102) 723155. E-mail:
podrobnosty1@mail.ru
При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz