На главную    Корпорация "Казахмыс"

Подземные «проспекты» от «Евротехсервис-К»

 
Чтобы раз и навсегда снять с повестки дня проблему состояния шахтных дорог, корпорация «Казахмыс» приобрела специальную дорожную технику германского производства. А при ТОО «Евротехсервис-К» был создан дорожный комплекс, который, получив в аренду новое оборудование, взялся за сооружение капитальных шахтных дорог. Испытывать технику в деле и улучшать качество шахтных магистралей начали с рудника Степной ПО «Жезказганцветмет». За пять месяцев дорожный комплекс показал, на что он способен. Водители же большегрузных ТОРО, катая руду по капитально вымощенным дорогам, успели высоко оценить их качество. Теперь подземную трассу протяжённостью 1650 километров гружёные автосамосвалы преодолевают всего за 20 минут.

Цена шахтных дорог хорошо известна горнякам. Если оставлять эти связующие нити большого хозяйства без должного внимания, то неизбежны преждевременный износ дорогостоящей резины, частые поломки не менее дорогих и дефицитных узлов и механизмов дизельного транспорта, большая нагрузка на ремонтные службы. Всё это приводит к высокой себестоимости и отставанию по объёмам добытой и отгруженной на-гора руды. Рудники до недавнего времени своими силами, имеющейся техникой приводили дороги, главным образом, основные, в порядок. Но на вспомогательные порой ни сил, ни времени не хватало. Вопрос состояния шахтных дорог стал притчей в языцех производственных совещаний и головной болью директоров рудников.

Созданный в мае нынешнего года дорожный комплекс ТОО «Евротехсервис-К» стал первой ласточкой в техническом решении проблемы и ноу-хау шахтных дорог.

— ...Отметка плюс 60, — скомандовал стволовой, и клеть стремительно помчала нас в самое сердце Степного на глубину 420 метров. Главный инженер рудоуправления ПО «Жезказганцветмет» Сырым Муканов и начальник дорожного комплекса ТОО «Евротехсервис-К» Леонид Ачкасов пригласили сначала на «базу» комплекса, а потом прокатиться по готовым дорогам, заглянуть на участки, увидеть и оценить качество работы дорожников.

«Мы не говорим, мы делаем!» — таков девиз нового коллектива. Здесь хорошо понимают, какие немалые средства вложены в создание службы, организацию труда, а значит, требуется достойный результат. Пока их 85 человек, но позже станет больше. В дорожный комплекс пришли в основном горняки со стажем. Объяснять значение капитальных шахтных дорог им нет надобности. Как нет необходимости напоминать о добросовестном исполнении обязанностей. Люди подобрались, по словам начальника, «с понятиями» и грамотные. Те, кто обслуживают дробилку, прошли обучение в УМЦ на модуле «Евротехсервиса». Техника продолжает поступать. На подходе три САTа.

— Работаем в тесном взаимодействии с директором рудника Степной Ерланом Алькеновым, — уточняет Леонид Ачкасов. — Нашу работу контролирует генеральный директор ПО «Жезказганцветмет» Бахтияр Крыкпышев. Генеральный и главный инженер производственного объединения Аскар Айтхожаев часто бывают у нас. Всячески поддерживает генеральный директор ТОО «Корпорация «Казахмыс» Талгат Аханов. Строго спрашивает за дело руководство «Евротехсервис-К». Так что расслабляться не приходится, — уточнил начальник комплекса, — да и не в наших это правилах.

Ежемесячно дорожникам устанавливается плановый показатель. Например, за октябрь они должны проложить на Степном 8 км 680 метров добротного дорожного полотна. Работы ведутся согласно утверждённому проекту и техническому паспорту.

Прежнее дорожное покрытие снимается полностью, до целиков. Толщина настила составляет 30 см. Сначала укладывается подушка из щебня крупной фракции, до 20 см, а затем «стелется» щебень мелкой фракции. В «операции» задействованы бульдозер, автогрейдер, виброкаток.

Всё, за исключением обезопашивания забоев и буро-взрывных работ (это прерогатива рудника), дорожники делают собственными силами. В пятнадцати рабочих забоях они добывают горную массу, которую затем грузят и доставляют к дробилке. Здесь получают щебень различной фракции. Его на своей технике отправляют на участок, где ведутся работы. Имеется на участке 2 магазина для складирования щебня разной фракции в объёмах около пяти тысяч тонн.

Хозяйский подход в обустройстве и создании условий для эффективной работы виден на участке с порога. Такому порядку, какой создали работники комплекса в своём ремпунтке, можно позавидовать. Порядок в отработанных забоях наводили всем коллективом и по принципу «глаза боятся, а руки делают». На территории чистота, всё до сантиметра вымощено щебнем, установлены светильники, целики обезопашены. При входе на территорию читаем яркую вывеску «Дорожный участок №1». В ремпункте установлены удобные контейнеры для ремонтников, под инструмент, дизтопливо и масла. В одном из контейнеров расположили подземный офис участка. И здесь исключительный порядок. Даже зеркало при входе.

— Где женщина, там должно быть зеркало, — добавил Леонид Юрьевич и познакомил нас с инструментальщицей Ириной Богач, хозяйкой порядка в офисе и на складе.

Готовые участки дорожники сдают в эксплуатацию подекадно. Комиссия по приёмке, уже убедились, достаточно строгая и требовательная. В её составе директора, главные специалисты горного дела ПО «Жезказганцветмет», рудника Степной. Особо требовательны руководители рудоуправления — главные кураторы. Так что непросто дорожникам успешно сдать экзамен.

— Нас ругают, мы плачем, но делаем дороги качественно и добросовестно, — полушутя, но откровенно признался Леонид Юрьевич. Сам он, будучи специалистом рудоуправления ПО «Жезказганцветмет», долгое время курировал содержание шахтных дорог. За строительство подземных «проспектов» взялся с желанием. Теперь настойчиво ищет правильное решение поставленных задач.

Кто знаком с горным производством, тот знает, как непредсказуемы горные породы, и как часто уже готовую дорогу вдруг топят грунтовые воды. Приходится терпеливо переделывать. А насчёт воды, которая шахтным дорожникам только мешает, Леонид Юрьевич заметил: «Мы от воды не убегаем, мы воду направляем». И когда поехали по уже готовой обкатанной дороге, показал канавки, проложенные то посередине, то по бокам. Кое-где даже пришлось врыть в грунт трубы, чтобы направить воду. Поверьте, все дороги, по которым мы проехали, были ровными, хорошо укатанными и сухими. Дорожники шутят: скоро резиновые сапоги в шахте будут не нужны.

Новая работа увлекла начальника дорожного комплекса и его первых помощников — заместителя Валерия Макаева, старшего механика Гарика Брейтмаера. Под стать руководителям увлечённо трудится весь коллектив.
— Основная тяжесть в нашем деле лежит на катерпиллеристах, — сказал Леонид Ачкасов. Он остановил САТ-146, чтобы познакомить нас с водителем Канатом Мадишевым. Отметил он опыт катерпиллеристов Вадима Кулагина, Боранбека Турсунбаева, Берика Алтанбаева. Похвалил дорожников Кенжебая Сейдахметова и Мадияра Кузембаева. Доволен работой звеньевого Габита Смагулова, который управляет виброкатком. Подчеркнул, что звеньевые Нуржан Кожамкулов, Бекзат Тлеубаев, Маргулан Максутбеков быстро завоевали авторитет рабочих. Не сомневается начальник в мастерстве Ержана Мырзасеитова, которому доверена дробильная установка. Своими надёжными помощниками считает сменных горных мастеров Айдоса Сембетова, Елдоса Шамкенова, Ерлана Омарова.

Большой объём ремонтных работ лежит на плечах бригадира сервисной группы Дархана Алимбекова, на ремонтниках Мейраме Шукурове, Еркебае Исаеве, Максиме Жильникове. С механиком Валерием Кузнецовым и Димой Офинкиным удалось увидеться. Нет замечаний к водителям ТОРО аксакалу Телесу Кембаеву и Игорю Поперечнику. Ценит опыт маркшейдера Алтая Саржанова, технического руководителя по буро-взрывным работам Марата Баржаксина. По тому, как начальник дорожного комплекса «сыпал» фамилиями, чтобы отметить достойных, стало понятно: здесь собралась команда единомышленников.

В ноябре дорожный комплекс перебазируется на Южно-Жезказганский рудник, оставив на Степном вспомогательную группу. На ЮЖР дорожникам предстоит начинать всё с начала: ремпункт создавать и дороги строить.

— Мы не хотим отпускать дорожников, — заявили при встрече техрук дизельного участка №8 Базарбек Амирбеков и механик по ТОРО ЗГШО Казбек Баянов. Ремонтники первыми оценили новые дороги. Если раньше, отметил Казбек Баянов, выходило из строя до 16-18 баллонов в месяц, то сейчас до 4-х. Но уже не из-за дорог, а по халатности водителей. Разделяет мнение коллег старший механик САТсервиса Бауржан Коширбаев. Балансировка колёс, например, перестала быть проблемой. Значительно меньше машин «просится» в ремонт. Горняки убеждены, что подобные дорожные комплексы нужны на каждом руднике, хоть это и очень дорогое удовольствие.

Эльвира МИНЧУК.
Фото Полины КУЗНЕЦОВОЙ.






На главную    Корпорация "Казахмыс"


Rambler's Top100
Массовая региональная газета города Жезказгана. Издаётся с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 100600, г. Жезказган, пр.Мира, 2. Тел. (3102) 723155. E-mail:
podrobnosty1@mail.ru
При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz