Форум          Гостевая          Редакция          История          Творчество          Архив
::::::Т В О Р Ч Е С Т В О

   УЛЕТЕВШИЕ ДУШИ
   СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВЯЧЕСЛАВУ РУДАКОВУ И ЕГО СЫНУ ЮРЕ


   Слава уехал на Украину — с дочкой Ирой и сыном Юрой. Лиля — его жена — осталась. Там, в двухэтажном недостроенном собственном доме произошла утечка газа. Живой осталась Ира. Славе было 40 лет, Юре — 17, Ирине — 18. Ей врачи предсказали безнадёжность. Больше года Ира приходила в себя, и произошло чудо! Ира выздоровела, вышла замуж. Родила двойню. Вскоре разошлась. Лиля через год после рождения внуков родила сына. Совсем недавно она взяла на воспитание шестерых детей. А теперь это семейный детский дом.
   «Я рада, что выбрала этот Божий путь», — написала она в последнем письме.
   Вот так течёт в другом русле реки жизнь женской половины семьи Рудаковых — вот так теперь живёт Лиля.

      ... Не со мной тебе видеть сны,
      Не твоё кольцо на моей руке...
      ... И вокруг меня много,
      так много людей,
      Но мне нужен всего лишь ты...


   Слава пришёл на конкурс в ТЮЗ, учась в 9 классе. Желающих было более 300 человек, а набиралась группа из 20. Как всегда, на конкурс нужно было приготовить прозу, стих, басню, песню, и, конечно, танец.
   В жюри был весь состав худсовета театра, конечно, мы ожидали увидеть таланты. На сцену с гитарой поднялся такой высокий лощёный красавец с улыбкой до ушей и сразу рассказал старый пошленький анекдот. От неожиданности все участники жюри недоумённо посмотрели друг на друга. Я спрашиваю: «А почему ты как-то неудачно начал?» Он ответил: «А я не как все... Все — личности, а я индивидуальность», — и рассмеялся. Кто-то из жюри сказал: «А вам не кажется, что вы нахал и бездарь?» Слава ответил: «Я добрый, хорошо воспитан, я хороший и талантливый, а веду себя так от страха — сам не ожидал. Я вас боюсь». Ну, все, конечно, заулыбались. Слава начал свою программу. Читал он как все школьники на уроках литературы, механически выдавая тексты, протанцевал непонятно что и как, в общем, он никак себя не показал. Но когда он предложил песни на свои стихи и музыку, — его приняли.
   Он сразу влился в коллектив, что бывает редко, и был единственный, кто не имел ни друзей, ни врагов, но пользовался уважением и вниманием. Там он влюбился в Лилю, которая после 8 класса поступила в строительный техникум. Она не была красавицей, но, как говорят, была чертовски хороша. Умная, не по возрасту взрослая, спокойная, властная. Талантом актёрским она не обладала, но любила театр и всю душу вкладывала в репетиции. Она была похожа на актрису Людмилу Касаткину. Она, как мне казалось, копировала её походку, голос, манеры — поворачивала голову вместе с телом. Слава выбрал её, потому что она была не как все...
   В любви, и это не секрет, проигрывает тот, кто любит сильнее. Лилю Слава любил безумно.

      ... А я люблю, люблю тебя одну
      И потому я все грехи прощу.
      Лети, лети, я клетку распахну
      На все четыре стороны пущу...
      ... Ты — моя вода живая,
      Без которой гибну я.
      С кем сравнить тебя, не знаю,
      Знаю лишь, что ты — моя!!!


   Именно поэтому он не стал больше поступать в театральное, не хотел оставлять её одну, я так думаю. Хотя Лиля настаивала. Она была его дорогой по жизни.
   Потом была шикарная многолюдная свадьба. Рождение Иры и Юры. Как-то Слава задал вопрос: «А почему вы мне не даёте главных ролей?» «Ну, представь, — говорю, — ты вышел на сцену — все зрители смотрят на тебя, а кто на остальных 60 человек будет смотреть, а?.. Понял?!» К этому вопросу мы никогда не возвращались.
   В сборнике «И рыдала моя рассечённая на две душа» во вступительной статье есть такая фраза: «Он был рождён, чтобы стать звездой». Позвольте не согласиться: кто был рождён, тот ею стал. Но у меня вопрос к издателям: какая местная «звезда» позволила редактировать его стихи? Ведь в результате больше половины его песен потеряли не только смысл, но и мысль, лёгкость и значимость.
   Он был настоящим бардом высокого полёта. Искусство барда — это органическое сочетание поэта-песенника, музыки и исполнения.
   Есть стихи, которые можно читать глазами, некоторые стихи будут звучать, когда читаешь вслух, есть такие, которые надо только петь. Славины стихи когда читаешь — вроде ничего особенного. Но когда их поёшь — ну всё по-другому. Он покорял слушателей любого возраста. Это настоящий Божий дар. И именно за это его любили и ценили. Если бы он сейчас был с нами, то хоть одна из его песен точно заполонила бы мир.
   Чтобы оценить Славины стихи, нужно послушать его друга, Олега Кундикова, — он единственный владеет всем репертуаром и потрясающей манерой пения.
   А я часто вспоминаю одну поездку. По линии комсомола каждый год в городе Алма-Ате проходил фестиваль молодых талантов «Жигер». Съезжались группы со всех городов Казахстана, певцы, музыканты, художники, актёры, режиссёры, скульпторы, архитекторы, танцоры. Я готовил группу нашего города как молодой режиссёр. В Алма-Ате был жёсткий график. Встречи были в институтах, техникумах, в университете, в школах, на предприятиях, в совхозах, на стройках, радио, телевидении — каждый выступал со своей программой. Везде наша программа заканчивалась Славиной песней.
   Самые яркие, лучшие номера со всех городов отобрали для закрытия фестиваля во Дворце им. Ленина (сейчас Дом республики). От нашей делегации был один Слава с одной песней, и только с одной, такое было условие. Как режиссёр я выстроил ему эту песню, он мне предложил прорежиссировать ещё две песни для банкета в гостинице «Казахстан», который начинался после закрытия фестиваля.
   Программа шла, и вот подошёл номер Славы. Он спел, зал оживился и начал аплодировать синхронно. Слава поклонился, зал ещё активнее включился, Слава посмотрел на первый ряд, где сидел наш руководитель группы рядом с членами ЦК ВЛКСМ, тот постучал по часам. Слава спел ещё одну, поклонился и резко ушёл за кулисы. Вышла ведущая, но зал свистел и кричал. Ничего не оставалось делать, как приглашать его на сцену. Слава единственный из всех исполнил три песни. Такой случай никому из «жигеровцев» не представился.
   После концерта подходили поэты, барды со всего Казахстана, обменивались адресами, предлагали сотрудничать, записать его песни...
   Ну а на банкете был просто триумф. По приезде в город я его всё тормошил: ну что ты ничего не делаешь? После, отвечал он...
   Постепенно ему стали реже звонить, писать, а потом о нём просто забыли. Может, он готовился к выступлению на следующий год, но его в нашу делегацию больше не брали. Я думаю, что из-за той самой третьей песни — «Басня для блатных».
   Кто его плохо знал, нам представляют его красивым, умным, добрым, спокойным, обаятельным... Но он мог быть и злым, иногда жёстким, а если на репетиции он вставал «в позу» — то мало не казалось.
   Да, он был ранимый, но очень порядочный, никогда не шёл на компромиссы с совестью, но больше всего он ненавидел лесть и враньё. И никогда никого не предал. Он мог выслушать и грубо сказанные замечания, всегда соглашался со мной и часто просил творческих советов. Поэтому наша дружба и не заканчивалась. Хотя, занимаясь в ТЮЗе, он постепенно начинал любить не искусство в себе, а себя в искусстве. Он заболел звёздной болезнью, всё чаще стал выступать со своей студенческой группой, пропускать по многу занятий. И мы расстались. Но дружба наша осталась. Он был частым гостем театра, делился новыми песнями. Сделал с Володей Подчинёновым три программы на телевидении о ТЮЗе. Был на съёмках фильма «Орфей и Эвридика» и принимал участие во всех поездках театра.
   Когда Юра был в 6 классе, а Ира в 7-м, Слава привёл их в ТЮЗ (естественно, без конкурса — дети наших актёров). Он их поставил передо мной и с улыбкой начал: «Милые дети, Юра и Ира! Ира и Юра! Ваш Анатолий Саныч — талантливый и любимый мой режиссёр, не давший мне за красоту мою ни одной роли. Если вы будете его слушать и делать, как он говорит, вы не нарубите столько дров, сколько, как вы видите, я уже нарубил».
   Дети были, действительно, красивые, воспитанные, умные. Юра напоминал Славу, Ира — маму. Они не пропускали ни одной репетиции, они пели, играли, танцевали. Слава очень ими гордился, они были очаровательны. А самое главное, их глаза никогда не покидала улыбка. А они боготворили папу и смотрели на события жизни его глазами.
   Слава безгранично любил свою святую троицу — Лилю, Иру, Юру. О сыне говорил — он продолжатель моего рода и фамилии. И ласково его называл мой милый друг, часто спрашивал меня, как там мой юный друг. Я отвечал: отлично, умница! «Анатолий Саныч, смотрю на него и делаю вывод: это же я, только молодой. У нас одно сердце на двоих».
   Не знаю, кому Слава посвятил эти строки, но они пришли мне на ум:

      ... Лишь бы был у меня, пусть единственный, друг,
      Кто бы просто поверил в меня, как меня.
      Он не будет меня упрекать и просить,
      Чтобы я поумнел и исправился я,
      Все уйдут, только друг, как последний патрон,
      Не продаст и уйдёт только вместе со мной.


   Да... Вот так...
   Опять возвращаюсь к напечатанному в сборнике: «О его взаимоотношении с Богом, что он разговаривал с ним, как с живым реальным образом, что поединок этот решился не в пользу Славы... и что за это... смерть его настигла в его собственном доме...» Какой поединок? Что за чушь? Он не верил ни в Бога, ни в чёрта. Тему жизни и смерти поднимают все поэты мира! Он пел о том, что его в данный момент волновало: «Перестройка», «Горбачёв», «Фирма обуви «Жетысу», «О маме», «Эскадрон», «Земля моя», «Так началась война», «Курсантская», «Как сладостна победа», «О бунтарях», «Вопрос о правде», «Афганистан», «Ордена», «Памятник В. Высоцкому», «О друзьях», «Школьные учителя», «О красавицах», «Отцы перестройки», «Стройотряд», «Мы — хозяева земли» — вот неполный перечень его очарований, огорчений, радостей. Он всегда мне говорил: мои стихи дурак воспринимает, как я написал, а умный ещё прочтёт между строк — вторым планом. А когда прослушает песню — всё поймёт.
   Вот, например, стихи:

      Я в очередь в рай становиться не буду,
      Я зайду в него с чёрного хода.

   При желании можно ой-ой что нафантазировать. А эта песня — об очереди в овощной магазин, где к праздникам в советское время продавали по 1 кг на руки райские яблоки, мандарины, апельсины, бананы. А Слава покупал с чёрного хода и сколько ему было нужно, вот и всё...
   А о том, что его забрал Бог за его мысли, я думаю, это был тот самый случай — 1 из 1000. Ну давайте вспомним, сколько из нас, ложась спать, забывали выключить плитку с супом?
   Или его стихи «Дом среди звёзд» уж так домысливают — аж тошно. А мысль очень проста: построил дом среди звёзд, чтобы детям спалось, чтобы солнце в окна лилось и росли цветы под окном.

      ... И не пустим к нам на порог
      Бредящих войной дураков.

   А про звёзды ещё проще. Слава с детства мечтал построить великолепный дом для детей и внуков.
   — Представляете, Анатолий Александрович, мне девяносто лет, я сижу на завалинке, курю трубку, а вокруг меня уйма внуков от мала до велика...
   Я не могу точно вспомнить этот разговор, но было примерно так: я приехал с семинара из Москвы и, встречаясь со Славой, говорю, мол, был на ВДНХ, где в павильоне «Строительство» на выставке чехов видел «Звёздные дома» — от одноэтажных кирпичных до сказочных многоэтажных замков из брёвен, и ночью на них светились и мигали звёзды. Это световые панели и светозанавесы. Выставка называлась «Лютерна магика» — модерн архитектуры. И Слава мне пообещал, что он это обязательно сделает — что бы это ему ни стоило. Я подарил ему несколько буклетов.
   Перед отъездом Слава и Юра пришли ко мне домой проститься. Юра подарил лимонное дерево с плодами (я восхищался им, бывая у них дома, это была редкость). А Слава — огромное овальное зеркало в красивом обрамлении собственной работы (он был мастером на все руки). Мы долго говорили обо всём. Юра взял с меня слово, что я обязательно приеду в гости, когда они построят свой «Звёздный замок счастья». Я пообещал.
   Шекспир сказал: «Человеком я могу назвать того, в ком собраны все самые лучшие качества». Да! Слава был ЧЕЛОВЕК! До сих пор не могу поверить, что ушли из жизни два настоящих человека — отец и сын.
   Я часто вдруг вспомню их — Славу и Юру! Старые люди говорят, если ты вспомнил о мёртвых, значит, их души сейчас рядом с тобой. Покой им на небесах и небесного царства.
   Я вас люблю и помню.
   Вместо постскриптума строчки из песни «Прощание с городом!»

      «Я уйду, и заплачет под небом земля.
      Я уйду — не заплачет подруга моя.
      Я уйду, и опустят ресницы друзья.
      Я уйду, ухожу, я ушёл — ну, пока...


      Анатолий КРЮЧКОВ.
   
вернуться

Rambler's Top100

Массовая региональная газета города Жезказгана. Издается с октября 1997 года.
Распространяется в Жезказгане, Сатпаеве, Балхаше, Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Наш адрес: 477000 г.Жезказган, пр.Мира,2. Тел.: (3102) 723288, 723155. E-mail:
dtp@iftc.zhez.kz

При использовании
материалов
ссылка на наш сайт
ЖЕЛАТЕЛЬНА
Hosted by uCoz