ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Джезказган расположен в полупустынной
местности Центрального Казахстана с ограниченными запасами воды
и малым количеством осадков. Поэтому с первых шагов разработки
Джезказганского месторождения остро стоял вопрос водоснабжения.
Создавались водохранилища, вначале Карсакпайское, а позднее
Кенгирское, в которых скапливались поверхностные воды, т. е.
стоки рек. Однако стоки рек в районе Джезказгана очень изменчивы.
С 1957 года стали эксплуатироваться подземные воды Жанайской,
а с 1967 года Уйтас-Айдосской структур, строился Эксулинский
подземный водозабор, который к концу пятилетки должен был дать
36 млн. куб.м воды.
В 1970 году группе инженеров были присуждены медали ВДНХ СССР
за внедрение схемы оборотного водоснабжения и канализации на
Джезказганской обогатительной фабрике, позволившей довести использование
оборотной воды от общего водопотребления до 90 - 92% против
60% по проекту без значительного снижения качественных показателей
переработки руд и исключения загрязнения естественных источников
производственными сбросами.
В 1969 и 1970 гг. комбинат выходил победителем по использованию
воды в технологических процессах во Всесоюзном смотре-конкурсе
на лучшую организацию работы по очистке промышленных газов и
сточных вод на предприятиях цветной металлургии.
Снижению расходов электроэнергии в немалой степени способствовало
внедрение результатов исследовательских, наладочных и опытных
работ, проводимых производственно-техническими предприятиями
Главэнерго, а также целым рядом институтов, заводов.
В последующие годы энергетикам предстояла работа по дальнейшему
совершенствованию энергоиспользования: внедрение менее энергоемкого
оборудования, а также повышение производительности имеющегося,
досрочное освоение вновь вводимых мощностей, всемерное использование
полупроводниковой техники взамен вращающихся и ртутных преобразователей,
в том числе и на экскаваторах, и т. д.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Одной из особенностей Джезказганского
промышленного комплекса, состоящего из большого количества основных
и вспомогательных предприятий, являлось то, что из-за природных
условий все они расположены на значительном расстоянии друг
от друга.
Перевозка грузов осуществлялась железнодорожным транспортом
комбината, представляющим крупное и сложное производство. По
протяженности железнодорожных путей, количеству подвижного состава
и объему грузоперевозок железнодорожный транспорт Джезказгана
являлся одним из крупнейших среди предприятий цветной металлургии
СССР.
Развитие железнодорожного транспорта комбината сопровождалось
непрерывным техническим перевооружением его, совершенствованием
организации производства и улучшением условий труда железнодорожников.
Ввод в эксплуатацию электрической централизации на трех главных
станциях и переездной сигнализации позволил обеспечить полную
безопасность движения на главных рудовозных направлениях, увеличить
пропускную способность станций и перегонов.
К НОВЫМ РУБЕЖАМ
Важные задачи, стоящие перед комбинатом,
требовали серьезных научных исследований. В 1970 году, руководствуясь
постановлением ЦК КПСС о повышении эффективности научно-исследовательских
работ в народном хозяйстве, Министерство цветной металлургии
и правительство Казахской ССР приняли решение об организации
в составе Джезказганского горнометаллургического комбината комплексного
научно-исследовательского и проектного института. Такой институт
был создан на базе проектного института Джезказгангипроцветмет,
ЦПИЭЛ, горной технологической лаборатории, научно-исследовательской
лаборатории обогащения и опытного гидрометаллургического завода.
Главной задачей нового научного и проектно-конструкторского
центра комбината являлось решение проблемы развития производств
Джезказганского промышленного района и обеспечение технического
прогресса на его предприятиях. В 1971-1975 гг. сотрудникам института
предстояло заниматься вопросами совершенствования существующих
камерно-столбовой и панельно-столбовой систем разработки и изыскания
новых с целью сокращения потерь руды при добыче, повышения безопасности
горных работ и производительности труда горнорабочих.
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ТРЕСТ "КАЗМЕДЬСТРОЙ"
Трест "Казмедьстрой" был организован в 1944 году в системе Народного комиссариата
цветной металлургии для промышленного и жилищного строительства
в Джезказгане. С 1946 года он передается в подчинение Министерству
строительства предприятий тяжелой индустрии.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое
внимание снабжению Джезказгана техникой, посылали на стройку
опытных рабочих и инженерные кадры, выделяли значительные финансовые
средства.
Трест "Казмедьстрой" превратился в крупную строительную
организацию и с помощью субподрядчиков смог приступить к сооружению
мощных промышленных объектов. Были построены и сданы в эксплуатацию
шахты "Покро" № 42, 44, 45, первая очередь теплоэлектроцентрали.
Построенные в первые послевоенные годы алебастровый и известковый
заводы, завод шлакоблоков обеспечили производство местными строительными
материалами. Это позволило усилить темпы и культурно-жилищного
строительства. За первую послевоенную пятилетку трест "Казмедьстрой" сдал в эксплуатацию более 44 тысяч кв. м жилья, а также несколько
школ, больниц, клубов, детских учреждений.
Трест постепенно создавал свою производственную
базу. К 1956 году были закончены завод железобетонных изделий,
два асфальтобетонных завода, три полигона крупных блоков, бетонный
завод, песчано-гравийный карьер.
Совершенствовалась организация
труда, внедрялись прогрессивные методы строительства. С 1955
года трест приступил к строительству поселка Никольского.
С помощью подрядных организаций "ТЭЦстрой", "Медьстрой",
"Промстрой" и других трест сооружал джезказганские
обогатительные фабрики № 1 и 2.
Строительство их было объявлено
всесоюзной ударной стройкой. Многие республики направляли в
Джезказган своих посланцев, десятки заводов страны отгружали
оборудование, машины, приборы, материалы. Самоотверженный труд
строителей увенчался успехом.
В 1963 году Джезказганская обогатительная
фабрика № 2 начала перерабатывать руду. В 1965 году строители,
монтажники специализированных организаций и Джезказганского
горнометаллургического комбината закончили строительство шахты-гиганта
№ 55.
В последующие годы промышленное строительство еще больше расширилось.
Были введены в строй шахты № 31, 32, 57, Джездинская обогатительная
фабрика, мясокомбинат, домостроительный комбинат, трикотажная
фабрика, реконструированы пять шахт, построены автомобильные
и железные дороги, водоводы, линии электропередач и многое другое.
Гордостью строителей являлся и строящийся Джезказганский медеплавильный
завод.
Трест значительно изменил свой индустриальный облик, его мощности
возросли в несколько раз. За короткий срок были сооружены десятки
школ, больниц, детских учреждений, кинотеатров и т.п. <<<
>>>
|