Домик в деревне
Многие мечтают о нём, но лишь при наличии Интернета
Юрий Петрович был обычным мужчиной. Жена, дети, трёшка почти в центре, хорошая работа, машина, дача, друзья, родственники, отпуск за границей… В общем, всё как у людей. Но однажды он сказал жене, что не может и не хочет так дальше жить, собрал рюкзачок и исчез. Жил в шалаше, в землянке, у егерей. Друзья и родственники пытались его вернуть, но он – ни в какую. Отрешился, так сказать, полностью от старого мира, но обрёл мир в душе. «Эгоист», – с осуждением говорили многие. «Эскапист, – назвали бы его сегодня.
ДХорошо там, где нас нет
Модное сегодня слово эскапизм переводится с английского как бегство. Бегство от реальности. Куда? В другую реальность, в мир иллюзий или иных ценностей. Но не только. Можно с головой уйти в работу, учёбу, игры, спорт и даже секс. Только это уже будет активная форма эскапизма. А пассивная – это медитация, чтение книг, просмотр фильмов и даже пьянство. Илья Ильич Обломов, герой одноимённого романа Ивана Гончарова, был очень милым человеком, но эскапистом. Он погружался в мечты о том, как бы он хотел жить, вместо того, чтобы устраивать свою жизнь наяву. Древнегреческий философ Гераклит тоже был ещё тот эскапист! Он глубоко презирал жителей Эфеса, из-за чего поменял город на горы, где и жил, питаясь травами и растениями (прямо как наш Юрий Петрович!).
Грань между эскапизмом и увлечённостью порой тонка. Всё зависит от того, какие у человека цели и мотивы. Если вы заводите собаку, потому что любите животных и хотите о ком-то заботиться, – это одно. А если потому, что «собаки лучше людей» – это совсем другое. Практически любой вид деятельности может стать способом эскапизма. При условии – за ним скрываются личные проблемы, когда человек не хочет жить «здесь и сейчас». Вот пример жёсткого эскапизма.
«Помню, в школе я почти всё свободное время тратил на игры. А если компа не было, даже ломка какая-то начиналась, ничто не радовало. Потом увлёкся гитарой. Всё время играл, ничто и никто больше не интересовало. Потом начал пить. В 2008-м у меня, наконец, появился домашний Интернет. Я успешно соскочил с алкоголя и сигарет, но забил на работу и дела по дому. Здоровье к чёрту полетело. Дошло до геморроя и артрита. Подкладывал подушку под задницу и кусал пальцы на руках, когда они уже на кнопки мыши нажимать не могли. Не помогало… Кстати, один мой знакомый вернулся из армии в начале 90-х и лёг на диван возле телевизора. Лежит до сих пор. Не пьёт, не курит (не на что), не работает. Просто лежит и смотрит телевизор».
Эскапизм не считается болезнью, его нет в справочниках и книгах по психологии. Более того, психологи говорят, что эскапизм порой очень полезен. Он помогает пережить депрессию, стресс, рутину и однообразие. Однообразие вводит сознание в стагнацию, и мозг начинает требовать новых ощущений, новых впечатлений. Одним словом, эскапизм – это способ почувствовать себя комфортнее. Ведь так просто создать свой мир, где тебя ждут победы и успех, где нет дураков-начальников, нелюбимой работы и пробок на дорогах. Кстати, одной из древнейших форм эскапизма является религия. Монашество, по сути, форма эскапизма.
Условия жизни большинства нынешних беглецов от реальности нельзя назвать невыносимыми. Типичный современный эскапист живёт в мегаполисе, причём вовсе не на грани нищеты и выживания. У него есть жильё, работа. Обыкновенная жизнь. Но отчего-то она вдруг оказывается такой бессмысленной и неприглядной, что человеку приятнее проводить всё своё свободное время в «иных мирах». Уйти можно куда угодно: в науку, кулинарию, Интернет, чтение. Кстати, многие эскаписты ведут блоги. Причём не коммерческие, а те, которые сделаны, что называется, «от души», в которых люди живут. Одним словом, эскапизм был, есть и, вероятно, будет всегда.
Однако, с точки зрения теории информации, эскапизм – это информационный застой. В замкнутую тусовку «своих людей» сложно проникнуть новой информации. Следовательно, тусовке приходится консервироваться. Чем больше людей в обществе практикует эскапизм, тем сильнее социальная разобщённость. В каком-то смысле эскапизм – протестное состояние, хотя и неосознанное. В 60-е – 70-е годы знамя эскапизма подхватили хиппи. Они отращивали волосы, вплетали в них цветы и селились подальше от цивилизации. Модное проявление современного эскапизма – дауншифтинг (в переводе с английского – движение вниз). Это когда человек отказывается от престижной работы и начинает заниматься той, которая не требует нервов, времени и даёт свободу. Ещё есть географический эскапизм. В этом случае человек переезжает в неразвитую экономически страну и живёт на небольшой доход, плетя корзиночки или сдавая жильё. Особый интерес сегодня к экопоселениям, которые, с полным правом, можно назвать эскапизмом в самом его творческом и позитивном проявлении.
Добро пожаловать в «Алмарай»!
Недалеко от Алматы 2 года назад появилось экопоселение «Алмарай», то есть алматинский рай. Бывший горожанин Андрей Иванов скопил денег и купил участок за 40 км от южной столицы. Построил саманный дом и вместе с женой начал выращивать овощи и фрукты. Сегодня в «Алмарае» 30 домов. Живут здесь юристы, бизнесмены, врачи и учителя. У каждого по одному гектару. Еда – прямо с грядки, а свет и тепло – от солнечных батарей.
В Зеленовском районе Западно-Казахстанской области уже более десяти лет существует экопоселение. Общественный фонд по охране окружающей среды организовала Зинаида Муканова, она же собрала единомышленников. В первое время за зелёный оазис в 150 гектаров всего в 30 километрах от Уральска пришлось немало побороться. Лишь спустя 5 лет экопоселенцы провели в посёлок электричество и воду. Едят здесь только то, что выращивают сами. В теплицах – экологически чистые овощи. Кроме навоза – никаких добавок. Продажа тепличных продуктов – основной заработок поселения.
Экопоселение «Даниловка», созданное в 2004 году, находится в 40 км от Павлодара. Здесь построено несколько домов, есть вода, электричество. Обустраивают свои поместья около 20 семей. Многие продолжают работать в городе. Кстати, приглашают желающих стать добрыми соседями.
В прошлом году в 100 км от Караганды по алматинской трассе в посёлке Суыксу, где в советское время был совхоз-миллионер «Октябрьский», группа энтузиастов купила первый дом за 3 тысячи долларов и начала строить экопоселение. Экономист Тимур, строитель Эмиль, химик Саша, психолог Дамир и врач Наталья решили обосноваться с семьями на природе. Правда, жить в «коммуне» постоянно пока никто из них не собирается. В первое время предполагается вахтовый метод работы и отдыха. Тимур Дюйсембеков – идейный вдохновитель экопоселенцев. Десять лет он прожил в Бельгии, где вместе с друзьями держал вегетарианский ресторанчик. Потом его потянуло на родину. Одно время работал директором фермерского хозяйства. Как-то поехал в командировку в Киргизию, где познакомился с экосемьей. Бизнесмен Андрей и его жена Ольга жили в Бишкеке, но мечтали о домике в деревне. Поселились в посёлке Григорьевка на берегу Иссык-Куля. У них шестеро детей, самоотапливаемый дом и зимний сад.
Кстати, организация экологических поселений – одно из направлений нашей Национальной стратегии «Зелёный мост», с которой выступил Нурсултан Назарбаев в 2010 году. Сегодня «зеленая экономика» – одно из важных направлений развития страны. В прошлом году младшая дочь президента Алия Назарбаева презентовала документальный фильм «Пробуждение». Фильм рассказывал о небольшом экологическом поселений близ Алматы, как одной из альтернативных форм развития «зелёной» экономики. Алия Назарбаева планирует снять ещё несколько подобных документальных лент и поддержать создание экопоселений в стране.
Фильм доступен в Сети. Оставляет самое приятное впечатление. Все так красиво! Красивая природа, красивые степные просторы. Дети красиво скачут на лошадях. Герои говорят красивые слова. Затрагивают очень важные экологические проблемы. Но реальной жизни в фильме мало. Наверное, оттого, что даже в масштабах всего мира экопоселения – явление пока малочисленное и далеко не всем понятное, хотя первые поселения стали возникать в разных странах в 60-е годы ХХ века – одновременно с движением хиппи, усилением интереса к внутреннему миру человека и осознанием экологических проблем в западном обществе.
Сегодня в Европе и США десятки тысяч небольших экопоселений, организованных по самым разным принципам. В России они стали появляться последние десять лет. Сегодня их более 200. Существуют как в форме общины, так и форме отдельных хозяйств. Экопоселения иногда называют движением «назад в будущее». Даже термин новый придумали для экопоселенца – второбытный человек. Кто он, этот человек? Как правило, жизнь в экопоселениях выбирают успешные молодые люди от 25 до 35 лет, которые находятся в поиске. Правда, часто поддерживают связи с городом, потому что финансово зависят от него. Но они хотят жить по-новому, опираясь на полученные знания. Социум к этому не готов, зато отдельные группы энтузиастов готовы строить новую жизнь в своём отдельно взятом сообществе.
В поселениях активно применяется органическое земледелие и пермакультура – наука о том, как при минимуме затрат и вмешательстве в природу получить максимум отдачи. Дома там строят из подручного природного материала. Часто – саманные. Но не это главное. Экопоселение – это в первую очередь, группа единомышленников, которые поддерживают друг друга экономически и психологически. Многие поселения возникли на волне религиозного эскапизма. В некоторых экопоселениях действует принцип непоедания себе подобных, почти во всех не пьют и не курят, проводят семинары – йоги, лидерства и многие другие. Справляют эко-свадьбы, шьют одежду из бамбука и варят эко-мыло. Человек в экопоселении может рассчитывать на доброжелательное отношение к себе, он может своими руками построить дом, вырастить сад, сделать какие-то вещи. Поэтому часто экопоселенцы создают мастерские – ткацкие, гончарные и т.д. Жизнь в экопоселении – это возможность ощутить роскошь человеческого общения. В общем, плюсов в таком образе жизни немало. Но есть и трудности, как в любом деле. Приходится много работать физически. А это тяжело, часто – грязно и воняет. Правда, можно создать максимально комфортный быт, но затратно. Можно найти другие источники дохода, кроме сельского хозяйства, но проблемно. Даёт о себе знать и пресловутый «человеческий» фактор. В городе вы работаете с одними людьми, отдыхаете с другими, дома общаетесь с третьими, а тут постоянно общаетесь с одними и теми же людьми. В экопоселении приходится брать на себя больше ответственности. Люди, которые не хотят ничего делать сами и надеются «проехать на чужой шее», в экопоселениях не нужны – работы и так хватает. Поэтому отношение к поселениям разное.
«Напрягает, что курить нельзя и что придётся батрачить на чьё-то благо. А вообще народ к земле потянулся. Босиком пройтись по душистой траве с косою, вдыхая аромат, который кружит голову при первом вздохе. Идти за плугом, глядя на лоснящуюся спину коня, а потом кидать зерно в пышущую пашню. Плохо, что позвоночные и прочие грыжи придётся лечить в городе».
«Сельским хозяйством много не наработаешь. Идеальным вариантом считаю удалённый интеллектуальный труд на лоне природы. Растениеводство и животноводство рассматриваю исключительно как хобби или побочный источник дохода. Правда, вижу много проблемных мест. Например, отрезанность от всякой экстренной помощи и нормального школьного образования».
«Я так живу третий год. Нормально, но вкалывать приходится по 12-14 часов в сутки летом. Зимой меньше. Но лично мне не нужны единомышленники. Со временем они превращаются в иждивенцев. Поэтому живу по принципу «хочешь сделать отлично – сделай только сам».
Экопоселения – это совершенно новый тип поселений, который сейчас выстраивается в мире. Причём некоторые считают, что это единственно возможный выход из сложившегося во всём мире кризиса, связанного с ростом общества потребления. Смущает, правда, одно: 20-30 семей, может, и будут жить здоровым образом жизни, а вот в масштабах государства – это не выход. Об экологической ситуации все-таки должно думать государство, как предводитель. Иначе получается, что каждый сам за себя. Или я не права?
Ксения ЛИВАНОВА.
На главную |
|
|